Коррекция РАС
Расстройство аутистического спектра являет собой комплекс нарушений психического развития, характеризующийся дезадаптацией в обществе. В последние годы частота выявления РАС у детей увеличилась в 15 раз, при этом на одну девочку с таким диагнозом приходится 4 мальчика. К счастью, это говорит не только о возможном стремительном распространении болезни, но и о повышении уровня ее диагностики на ранних стадиях.
Институт Детской и Взрослой Неврологии и Эпилепсии им. Свт. Луки в Краснодаре оказывает помощь в решении данной проблемы. Благодаря профессионализму наших докторов коррекция РАС помогает адаптировать особенных детей к условиям жизни в современном мире. Получить консультацию квалифицированных специалистов можно, заполнив форму на сайте или предварительно позвонив по телефону.
Отличия психического развития особенных детей
На сегодняшний день ученые всего мира так и не пришли к единому мнению о причинах, вызывающих аутизм. Возможными факторами зарождения заболевания у детей считают:
- генетическую предрасположенность;
- нарушения обменных процессов и развития нервной системы;
- инфекционные заболевания;
- родовые травмы;
- химическое и токсикологическое воздействие.
Выявить точную причину развития заболевания практически невозможно, но важно распознать его наличие у ребенка на ранней стадии. Для этого нужно обращать внимание на поведение и отмечать необычные и странные признаки, несвойственные его возрастной категории. Чаще всего начальная стадия заболевания проявляется в первые 3 года жизни ребенка. Болезнь поражает все психические аспекты:
- интеллект;
- чувствительность;
- внимание;
- речь;
- память;
- мышление;
- передвижение;
- выражение эмоций.
Нарушения речи можно заметить еще до первого дня рождения ребенка, при этом он либо слабо пытается имитировать звуки, либо совсем их не воспроизводит. Еще одним тревожным сигналом может послужить плохой отклик на свое имя, отказ от общения со взрослыми и скудный словарный запас на втором году жизни, а также отсутствие навыка построения предложений к трем годам. В некоторых случаях развитие речи у детей не дает прогресса, в то время как другие отлично пополняют запас слов, но коммуницировать с окружающими отказываются. Также возможен регресс полученных знаний.
При попытках ходьбы у ребенка возникает неловкость, он пытается ходить на носочках с характерными нарушениями координации движений. Такие дети вместо подражания взрослым зачастую совершают однообразные движения в течении длительного периода времени:
- ходят по кругу;
- раскачиваются;
- перебирают мелкие детали или выстраивают их в ряд.
Ребенка с трудом удается обучить бытовым нуждам и самообслуживанию. При расстройствах аутистического спектра детям чужды свои и чужие эмоции, они не испытывают нужды в общении со сверстниками и взрослыми, сторонятся тактильного и зрительного контакта, с трудом контролируют мимику и жестикуляцию, не концентрируют внимание на совместной работе с родителями и предпочитают уединяться в укромных местах.
Особенных детей не интересуют игрушки, поэтому они часто используют их не по назначению. Их не привлекают ни новые ситуации, ни окружающая обстановка, наоборот, это может вызвать страх и панику. Нередко дети с аутизмом брезгливы и избирательны при выборе пищевых продуктов. Пища вызывает у них опасность, поэтому перед употреблением ее проверяют со всех сторон: нюхают, присматриваются и с опаской пробуют на вкус. При этом зачастую ребенок пытается употребить в пищу что-нибудь несъедобное.
Помимо всего прочего при заболевании у детей нарушается инстинкт самосохранения. Большое количество страхов и пренебрежение реальными угрозами для жизни нередко приводит к созданию опасных, травматических ситуаций. Например, испугавшись резкого шума ребенок может побежать в любом направлении не оглядываясь по сторонам. Ему трудно ориентироваться на местности и в пространстве, воспринимать окружающую обстановку, и концентрировать внимание ввиду неусидчивости и импульсивности.
Исследования показали, что дети хорошо запоминают значимые моменты будь то радость или испуг, а вот скучные фрагменты повседневной жизни они могут забыть. Также сложно им дается установление причинно-следственной связи, поэтому логика другого человека часто непонятна и чужда. Взрослые отмечают, что зачастую дети с РАС отказываются вместе с ними учиться чему-то новому или выполнять совместную работу. Отторгая это они нередко проявляют агрессию: кричат, сопротивляются, дерутся или причиняют вред своему здоровью. Каждый случай заболевания уникален и может включать в себя как множество перечисленных факторов, так и несколько неярко выраженных расстройств.
Диагностика РАС
При диагностике расстройств аутистического спектра доктора пользуются тремя критериями:
- Социальная дезадаптация.
- Нарушения коммуникативных навыков.
- Стереотипность поведения.
Этапами диагностики в Институте Детской и Взрослой Неврологии и Эпилепсии им. Свт. Луки считаются:
- первичный осмотр неврологом, психологом и психиатром;
- составление рейтинговой шкалы детского аутизма в ходе наблюдения за его деятельностью;
- разговор с родителями или опекунами и заполнение опросника для диагностики РАС.
Рейтинговая шкала строится на наблюдении за развитием ребенка в различных сферах: взаимоотношениях со взрослыми, эмоциональном интеллекте, координации движений, вербальной и невербальной коммуникации, игровой активности, реакции на страх, звуковые раздражители и другое. За каждый критерий ставят баллы, в сумме их может быть от 15 до 60, где 15 — это полное отсутствие признаков заболевания, а 60 — его критическая стадия.
Опросник диагностики РАС представляет собой 20 вопросов родителям, связанных с повседневной жизнью ребенка, например, обращает ли он внимание на новые игрушки или звуки, нравятся ли ему подвижные игры или реагирует ли он на животных. В конце доктор оценивает полученные ответы и либо исключает риск развития болезни, либо подтверждает его и дает рекомендации к дальнейшим действиям.
Классификация и виды РАС
Расстройство аутистического спектра — тяжелое, до конца не изученное заболевание. Ученые разных стран разрабатывают методики борьбы с ним. Поэтому неудивительно, что существует несколько классификаций, включающих разные признаки аутизма. Основными являются МБК-10, которой придерживается всемирная организация здравоохранения, и DSM-IV, поддерживаемая американским сообществом психиатров.
Основными видами РАС, являются синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта, атипичный аутизм и детский психоз.
Характерными нарушениями при синдроме Каннера считаются ЗРР, стереотипное поведение и ряд сложностей при адаптации к внешнему миру. Симптомы в четырех проявлениях появляются в первые годы жизни малыша и зависят от степени отрешенности:
- Полный отказ и игнорирование окружающего мира, проявляемый в виде нежелания и неумения вести диалог, устанавливать зрительный и телесный контакт с людьми.
- Активное неприятие ребенком тех аспектов внешнего мира, которые ему непонятны и неприемлемы. Выражается в избирательном отношении к еде, одежде, игрушкам и людям.
- Излишняя увлеченность делом, выражаемая формированием одного интереса на длительный промежуток времени. Например, ребенок несколько лет может рисовать одинаковые картинки, говорить на одну и туже тему или напевать повторяющуюся мелодию.
- Сложность коммуникации и организации, являющаяся самым легким проявлением аутизма. Дети с таким расстройством ранимы и пугливы, но с ними можно установить зрительный контакт. Они с опаской прислушиваются к советам и просьбам взрослых, и прекращают деятельность при малейших трудностях.
Формирование синдрома Аспергера начинается с рождения. Ребенок рано начинает говорить, имеет в своем арсенале достаточное количество слов, строит логические умозаключения, умеет грамотно формировать речь и строить предложения. При этом не может наладить контакт с собеседником, часто его перебивает и не слушает. Ему сложно соблюдать дистанцию и сопереживать, поэтому иногда ребенок разговаривает сам с собой.
При синдроме Ретта развитие ребенка до 2-х лет протекает нормально, но со временем приобретенные навыки начинают деградировать. Малыш нецеленаправленно начинает повторять однотипные движения рук и ног: потирание, заламывание и переминание. Ранее изученные слова превращаются в звуки, а игры становятся непонятны и неинтересны. Это редкое заболевание, которое встречается преимущественно у девочек.
Первые признаки психоза проявляются у ребенка до 3-х лет. При этом страдают коммуникативные навыки и поведение в социуме. У ребенка наблюдается проявление стереотипного поведения: он бегает по кругу, переминается с ноги на ногу, покачивается, замирает в одном положении или перебирает пальцами. В процессе могут возникать трудности при употреблении еды, ребенок может просто глотать ее не пережевывая. Также страдает речь: предложения становятся несогласованными, а произношение слов — нечетким.
Симптомы атипичного аутизма проявляются после 3-х лет, но распознать их непросто, поэтому родители дошкольного возраста могут даже не подозревать о наличии заболевания у ребенка, а списывать все на особенности характера и темперамента.
Виды коррекции РАС
Оказание психологической помощи в области социальной адаптации — важная часть коррекции расстройств аутистического спектра. Коррекция РАС — комплекс работ, способствующий купированию и избавлению от негативных признаков заболевания, а также безболезненной реабилитации ребенка. Она подразделяется на:
- психологическую коррекцию, включающую мировые программы лечения такие как TEACCH и ABA-терапия;
- нейропсихологическую коррекцию, состоящую из дыхательных практик и комплекса упражнений, развивающих мышцы лица и тела, что способствует улучшению коммуникативных навыков;
- занятия с близким окружением особенного ребенка, направленные на снятие напряжения и тревожности, объяснение и принятие проблемы, формирование правильного поведения взрослых при данных обстоятельствах;
- психо-социальные терапевтические занятия с ребенком, формирующие когнитивные, мотивационные и эмоциональные ресурсы, позволяющие как можно быстрее адаптироваться в обществе;
- занятия с логопедом и дефектологом, помогающие исправить дефекты речи, пополнить словарный запас и улучшить восприятие информации на слух;
- коррекция лекарственными препаратами, позволяющая снизить уровень агрессии и импульсивности, улучшить концентрацию внимания, мыслительные процессы и усидчивость.
Доктора ИДИВНЭ им. Свт. Луки способны внятно объяснить родителям как справиться с возникшими трудностями, ответить на все вопросы касаемо коррекции РАС и помочь Вашему ребенку преодолеть препятствия на пути к выздоровлению.