Лечение ЗРР
Центры ИДВНЭ им. Святителя Луки проводят консультации и прием детей в Краснодаре с явными признаками задержки развития речи. Осмотр и диагностика докторов и кандидатов наук, врачей высшей медицинской категории с опытом более десятка лет практики.
Специалисты института быстро устанавливают причину позднего по сравнению с возрастной нормой освоения устной речи, начиная с младшего возраста у детей до 3-х лет. Обсудят и рекомендуют родителям план коррекции, установят или не выявят генетические заболевания, патологии нервной системы ребенка. Ведь двухлетние дети уже должны говорить фразами, а связанно беседовать в норме к трем годикам. Назначат смежные профконсультации: детского невролога, ЛОР, логопеда, психолога, дефектолога.
Как проявляются симптомы?
Многолетняя практика контактов с маленькими пациентами дает основание нашим специалистам делать выводы о причинах ЗРР. Какие симптомы должны насторожить родителей по мере роста малютки, рекомендуемые характеристики с младенческого возраста.
От момента рождения малыш издает начальный звук криком – проявляет младенческий речевой рефлекс-отзыв. Начинают работу основные отделы аппарата речи: голосовой, артикуляционный, дыхательный. Специалисты неонатологи по звучности, тональности определят самочувствие новорожденного.
- От 0 до 12 месяцев. Ребенок проходит предречевую стадию. Первый этап начинается с 2-3 месяцев, когда умиляет старших гуление. Второй с 5-6 месяцев, когда активно лепечет. Третий с 8-10 месяцев, должен лепетать слова. Последний - с 10-12 мес. Это запоминающееся событие родителей и бабушек – первое слово. Среднестатистическая норма к годику – активное использование из словаря до десятка слов. А в пассивном запасе есть до двух сотен, обозначающих привычные узнаваемые действия, предметы. Обычно пассивный словарь богаче активного.
- С 18 до 20 месяцев начинается «золотая пора» болтания и повторения, получившая термин «лексический взрыв». Ребенок начинает активно использовать понятия пассивного багажа знаний. Бывает, что задерживается период до 24-36 месяцев. Но при нормальном развитии психического плана такие дети потом скачкообразно нагоняют упущенное, даже обгоняют одногодок, которые разговорились раньше.
Специалисты ИДВНЭ установили, переход к общению фразами наступает у карапуза до 60 слов в активе. Идеальная ситуация, когда 2-х летний малыш умеет выстраивать односложные предложения из двух слов, а в активе набор до 100 слов. В 2,5 года умеет выстроить развернутое предложение с тремя-четырьмя словами.
Нормальное развитие речи 3-4 летнего оцениваем по способности выстраивания предложений, связанности речи. Малыш умеет объединять по смыслу, понимает и использует местоимения и другие вспомогательные части предложения. Пользуется граммемами, то есть умеет и применяет на практике склонение в родах и числах. Норма актива в три годика – до восьми сотен слов, четыре – до полутора тысяч.
Наши врачи не придерживаются строгих критериев определения ЗРР по «нормативам». За 10-15 лет практики работы с детьми научились правильно оценивать степень и наличие ЗРР. По нашим наблюдениям у девочек допустимы отклонения в 2-3 месяца, у мальчиков до 5 месяцев. Чтобы точно оценить, имеется ли нарушение и ЗРР при поздних сроках, либо индивидуальная особенность, приглашаем на консультации по записи в онлайн режиме. Первичный осмотр проведут опытные врачи ИДВНЭ – педиатры, неврологи, логопеды. Для точной постановки диагноза им потребуется наблюдать динамику.
Определение симптоматики задержки развития речи
Специалисты центра им. Свт. Луки считают основными по стадиям онтогенеза следующие признаки:
- Доречевые аномалии, протекающие с небольшим или полным отсутствием гуления, лепетания, полной немоты, однотонной и монотональной вокализации.
- Нет реакций на звуковой шум голоса, уровень речи годовалого.
- Эхолалия – ленится или не хочет пытаться повторять за кем-то слова в полтора годика.
- На слух не может в полтора-два годика выполнить несложную просьбу на действие, указать на предметы.
- В два годика не имеет самостоятельных слов.
- Выстроить из слов простейшие словосочетания не сможет в 2,5 – 3 годика.
- Трехлетний не говорит самостоятельно, а использует выученные словосочетания из мультиков, видеороликов.
- Общение предпочитает мимикой или жестами, как основное средство коммуникации с окружающими.
Основные причины ЗРР коренятся в биологической и социальной областях.
К биофакторам относим:
- ММД – минимальную мозговую дисфункцию. Это перинатальная энцефалопатия, обусловленная ППЦНС вследствие внутриутробной гипоксии, родовой асфиксии, травм, внутриутробной инфекции. В 30% задержка речевого развития и ЗПР диагностируются у недоношенных и переношенных деток.
- Тяжелые раннемладенческие заболевания инфекционного, вирусного характера. Сюда причисляем черепно-мозговые травмы, гипотрофию, неонатальный менингит либо энцефалит. Негативное влияние от длительных, учащенных заболеваний, ослабляющих неокрепший детский организм, осложнения после вакцинаций.
- Как один из негативных факторов считаем причиной тугоухость. Объясняем, почему она включена в риск. Для становления и развития речевых функций большое значение имеет участие слухового анализатора – опоры для усвоения на слух информации. При патологии слуха естественная реакция – заторможенное развитие речи.
- Наследственность. Заторможенность, медлительность созревания НС в силу генетической предопределенности. Например, поздно заговорил отец, то в 50% ребенок унаследует это.
Социальные причины ЗРР у маленьких пациентов вызваны неподходящей обстановкой внутри семьи, при остром контактном дефиците. Если в семье не развита культура общения, не востребован речевой контакт – в 50% это выходцы из неблагополучных семей. При психосиндроме госпитализации, когда большую часть времени ребенок с хроническими заболеваниями находится вне дома. Банальная педагогическая запущенность. В билингвистических семействах у 25% у деток задержка речи, при эмоциональных стрессах.
Не только неблагоприятная обстановка почва для ЗРР, в 5-10% обращения в клинику дети не подвергались психосоциальной депривации, но были окружены гиперопекой. Родители сами исключили надобность коммуникации голосом у ребенка, это было невостребованным, так как все малейшие желания и капризы тут же исполнялись. Отсутствовал фактор стимуляции речевой активности.
Современные ребятишки могут находиться в суперинформированной среде, когда льется из гаджетов волной избыточная информация, не соответствующая возрасту малыша. Это приводит к рассеянности внимания, формирует привычку не вникать в смысл сказанного, абстрагироваться от значения слов. Ребенок начинает говорить шаблонно, длинными предложениями, что никак не связано с эрудицией и шагом вперед в развитии речи.
Критические периоды патогенеза
Это вехи интенсивного становления речевой системы, когда на максимуме беззащитность нервных механизмов. Этапы, когда даже незначительные негативные экзогенные причины ведут к нарушению и появлению задержки.
- Один-два года. Период активного развития корковых речевых зон. Неблагоприятные факторы создают предпосылку ЗРР и алалий.
- Трехлетние. Интенсивное развитие, прерванное негативными факторами, приводит к мутизму, заиканию.
- Шести-семилетки. Перенапряжение, срыв нервной системы приведет к заиканию, а заболевания, поражающие головной мозг, к детской афазии.
Уникальное в РФ негосударственное учреждение оказывает консультативную и терапевтическую помощь детям в области диагностики речевого отставания, медикаментозного и психотерапевтического лечения, акцентируя на установлении причин, выявлении патологий. Полное обследование выполняем по классической схеме с применением игровых элементов, не пугая, а располагая ребенка к общению.
Лечение ЗРР с применением собственных методик:
- Осторожно аудиометром проверим слух, а для этого используем яркие позитивные игрушки со звуком.
- Проведем обследование на восприятие и понимание речи. Предлагаем простые вопросы и действия: показать на кукольном теле части тела, указать на названные игрушки или предметы обстановки. Пациентов от 4-5 лет попросим выполнить несложные просьбы: угадать предмет по изображению на картинке, рассказать небольшую сказку, стишок на выбор.
- Тестовыми упражнениями посмотрим на мелкую и крупную моторику. Заставим побыть цаплей – встать на одной ноге. Проверим реакции переключаемости, классическое упражнение на заведение обеих рук в разные стороны. Например, поднести правую руку к плечу, а левую одновременно завести за спину.
- Осмотрим визуально органы артикуляции – язык, губы, зубы. Чтобы выявить или исключить аномалии типа волчьей пасти, уздечки, проверим прикус, челюсти, небо.
- Самый сложный этап проверки – исследование словарного запаса. Попросим отыскать на рисунке загаданные предметы, а потом объединить одним словом в группу. Ребятам старше 4-5 задаем объяснение значения слов, назначаем выполнить несложное действие.
- Послушаем, как пациент умеет строить грамматически речь. Зададим несколько слов, от которых нужно будет образовать множественное число, согласование числительного с существительным, например: один лист, два листа. Задание потруднее – связать грамотно прилагательное с существительным по числу и роду: зеленый попугай, мокрые носки, теплый носок.
Для составления полной картины анамнеза можем назначить дополнительные исследования:
- Медицинского блока. Для исключения/подтверждения микроорганических поражений головного мозга назначаем неврологическую диагностическую процедуру ЭЭГ, которую по праву считаем своим изобретением. Специалисты института первыми разрабатывали принцип и осваивали в РФ. ЭХО ЭГ, головное дуплексное детское сканирование артерий. Консультация отоларинголога для постановки наличия аденоид, хронического отита, тугоухости.
- Логопедическое. По заключению и обследованию медспециалистов. Врач-логопед изучит данные анамнеза, проверит степень моторики, функциональный уровень речевого аппарата, реакции зрения, слуха, коммуникативность. Малышам до 12 месяцев наблюдает голосовой, доречевой тонус в спокойной «домашней» обстановке, стрессовой постановочной сцене. Если произносит слова, сверяет своевременность их произношения по среднестатистической норме, багаж активно-пассивного запаса, общую активность, умение фразировать, связно излагать.
- Оценивается общее психическое развитие по специальным шакалам РРР по Гриффитс, Бейли.
Специалисты центра помогут родителям малышей различить ЗРР от аутизма, элективного мутизма, олигофрении, общего недоразвития речи 1-4 ступеней. По установленным причинам, влияющим на ЗРР: биологическим или социальным, назначим коррекционную помощь. Работаем с детками, учим родителей, как преодолевать трудности, расписываем материал для занятий, если коррекция будет проходить дома.
При серьезных дисфункциях мозга назначаем дополнительно терапевтическое лечение у невролога. Обращайтесь, коллектив ИДВНЭ имени Святителя Луки умеет расположить маленьких пациентов, добиться взаимного информативного общения дружелюбно и профессионально, найти подход к сложным деткам.